22/06/201807:22

Аналитика

06.08 18:12 Для достижения всеобщего экономического роста в АТР необходимо разблокировать фискальное пространство

6 августа /ООН.рф/

Шамшад Ахтар, заместитель Генерального секретаря ООН, исполнительный секретарь ЭСКАТО

Азиатско-Тихоокеанский регион продолжает оставаться двигателем глобальной экономики. В период экономико-финансового кризиса страны региона продемонстрировали поразительную устойчивость, в то время как в 2008-2011 гг. 70% от мирового экономического роста пришлось именно на них.

Однако несмотря на это, для экономического роста на региональном уровне наступают нелегкие времена. Согласно Экономическому и социальному обзору Азии и Тихоокеанского региона 2014 года – главной публикации Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), в развивающихся странах региона третий год подряд прогнозируется рост ниже 6%. В то же время следует иметь в виду, что разброс между экономическими показателями крупных развивающихся стран достаточно велик – от 7,5% в Китае до 0,3% в Российской Федерации.

Безусловно, на темпы экономического роста в регионе влияет медленное посткризисное восстановление развитых стран и отсутствие необходимых политических мер. Однако внутренние структурные факторы также играют важнейшую роль. Прежде чем страны региона смогут прийти к стабильному и всеобщему экономическому росту, для таких проблем, как нищета, растущее неравенство, социальная несправедливость и ухудшение окружающей среды, должны быть найдены решения.

В докладе ЭСКАТО представлены новые сведения об этих вызовах:

  • В том, что касается внешних факторов, нормализация кредитно-денежной политики федеральной резервной системы США по-прежнему создает трудности для развития стран АТР, однако снизить связанные с этим негативные эффекты представляется возможным с помощью более уверенной макропруденциальной политики и более гибкого обменного курса. Финансовая нестабильность больше всего угрожает Индии, Индонезии, Малайзии, России, Тайланду и Турции – странам, где ежегодный прирост ВВП может снизиться на 0,7-0,9%.
  • Рост экспорта в АТР будет напрямую зависеть от того, начнут ли страны G20 выполнять свои обязательства по нерасширению протекционистских мер. За период с 2009 по 2013г. существование торговых ограничений стоило региону около 255 млрд. долларов. При их отсутствии дополнительный экспорт товаров принес бы региону еще 1,6% от всего регионального ВВП.
  • На внутриполитическом фронте экономической рост не приведет к увеличению занятости до тех пор, пока государства не начнут проводить политику, направленную на улучшение образования и развитие навыков, необходимых работодателям. За период с 2009 по 2013г. занятость возросла лишь на 1,3% по сравнению со среднегодовым ростом ВВП на 6,4% в развитых стран АТР.
  • Борьба с растущим неравенством невозможна без создания эффективных, систем социальной защиты, улучшения качества образования, укрепления институтов рынка труда, а также увеличения доступа к кредитам и землевладению. Начиная с 1990-х гг., неравенство в регионе, измеряемое коэффициентом Джинни, возросло с 29,9 до 36,8. Уровень богатства 0,001% жителей региона в 17 раз превосходит совокупный ВВП 12-ти наименее развитых стран АТР.

Скорейшее сокращение разрывов в уровнях развития физической инфраструктуры и социального развития окажет позитивное влияние на экономический потенциал всего региона. Для развития национальной и меж-национальной инфраструктуры в сферах транспорта, связи, энергетики, гидротехники и санитарии необходимо от 800 до 900 млрд. долларов ежегодно.

Требования жителей региона о социальной защите пока что остаются без ответа. В почти половине стран государственные расходы на социальное обеспечение равны всего двум процентам от ВВП, что позволяет предоставить услуги лишь сорока процентам населения. Загрязнение окружающей среды пагубно сказывается на экономическом росте, о чем наглядно свидетельствует положение Индии, по приблизительных подсчетам потерявшей из-за этого почти 6% от годового ВВП. Для обеспечения устойчивого роста необходимо принятие более прогрессивных мер по адаптации к климатическим изменениям и смягчению их последствий.

Для активизации экономики в краткосрочном периоде и устранения структурных преград крайне важно увеличить продуктивные расходы, а также провести более эффективную антицикличную политику. Кроме того, экономическому росту необходимо придать всеобщий характер и строго учитывать последствия для окружающей среды.

Привлечение новых бюджетных средств требует укрепления налогообложения. В некоторых странах региона соотношение налоговых поступлений к ВВП исчисляется однозначными числами. Если провести сравнение с развитыми странами, где это соотношение составляет 25-35%, разница становится очевидной.

Но есть и хорошие новости. Соотношение налоговых поступлений к ВВП можно увеличить. Во многих странах АТР разрыв между потенциальными и действительными объемами налоговых сборов составляет более 5% от ВВП. Сокращение этого разрыва в 16-ти развивающихся странах АТР может увеличить прибыль государств на более чем 300 млрд долларов, что увеличит налоговые поступления в некоторых странах на более чем 70%. Ключевыми в этом отношении являются меры по расширению налоговой базы, рационализации налоговой ставки и постепенному проведению налоговых преобразований.

Поскольку размер налоговых поступлений зависит также и от поведения других стран, региональное сотрудничество и укрепление налоговых систем в странах региона может помочь увеличить прибыль путем снижения уровня уклонения от уплаты налогов. В период с 2001 по 2010г. более 60% от 5,9 триллионов долларов, суммы, в которую оценивают совокупный размер нелегальных потоков капитала, приходилось именно на развивающиеся страны АТР.

Момент для создания Азиатско-тихоокеанского налогового форума, способного облегчить региональное сотрудничество по этим вопросам, безусловно настал. ЭСКАТО, как крупнейший межгосударственный форум стран АТР, отлично приспособлен для создания подобной платформы.

Привлечение новых бюджетных средств на увеличение продуктивных и антицикличных расходов может поспособствовать приближению развивающихся стран региона к целям, намеченным в прошлогоднем докладе Группы двадцати. Это в свою очередь необходимо для достижения Целей развития тысячелетия ООН и реализации развивающимися странами повестки дня в области развития после 2015, которая ставит перед ними еще более широкие и сложные цели.

Автор статьи занимает должность заместителя Генерального секретаря ООН и исполнительного секретаря Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Она также выступает официальным представителем ООН при Группе двадцати. В прошлом г-жа Ахтар возглавляла Центральный Банк Пакистана и занимала пост вице-президента Всемирного Банка по региону Ближнего Востока и Северной Африки.

Обзор ЭСКАТО 2014 года можно бесплатно скачать по ссылке:
http://www.unescap.org/publications/economic-and-social-survey-asia-pacific

главная